Пенсионер поджег военкомат, пенсионерка получила реальный срок за аналогичное преступление. Ленты новостей рассказывают о десятках подобных случаев. Объектами атак становятся не только военкоматы, но и банки, торговые центры, почтовые отделения.
Поджигатели действуют по указке телефонных мошенников. Самыми уязвимыми перед требованиями злоумышленников оказались пожилые люди.
Что заставляет их совершать столь нетипичные для их возраста, жизненного опыта и менталитета поступки?
Телефонные мошенники принуждают пожилых людей к противоправным действиям.
Сценариев много, смысл один. Преступники представляются сотрудниками полиции, спецслужб или банков и заставляют своих жертв перевести сбережения на «безопасный» счет. После того, как жертва осознала масштабы потерь, требуют выполнить «задание», чтобы вернуть деньги.
При этом преступники используют методики психологического воздействия и так называемые слова-маркеры, которые бьют по самым чувствительным точкам сознания.
Формулировки звучат так:
— «вернем украденные деньги»;
— «получишь вознаграждение»;
— «помогаешь поймать мошенников, участвуешь в — специальной операции правоохранителей»;
— «спасаешь родственников»;
— «прекратим уголовное преследование в отношении вас и родственников».
Психологи призывают в подобных ситуациях не терять самообладание и прекратить контак с преступником. Самый эффективный — сбросить звонок и обратиться за помощью к близким, друзьям, в полицию, начать обсуждать ситуацию, а не «закапываться» в нее с головой.
Проект «Школа финансовой и цифровой безопасности для людей старшего поколения»реализуется ВРОО «Центр поддержки социальных и культурных инициатив» при поддержке Фонда Президентских Грантов #Грант2025.