Приближается «черная пятница»: сезон распродаж, когда все крупные магазины резко снижают цены на товары, а потребители совершают множество покупок, обдуманных и не очень. Естественно, что цифровые мошенники не могли не сыграть на потребительском ажиотаже и любви россиян к скидкам и акциям.
Количество сайтов, связанных с тематикой «черной пятницы», растет, как на дрожжах: только в сентябре их было создано 202, а за неполный октябрь — уже 278. И по оценкам экспертов компании BI.ZONE, мошенническими являются как минимум десять процентов из них. К началу сезона распродаж — а это последние дни ноября — число фишинговых сайтов будет исчисляться сотнями.
«Важно помнить, что мошеннические сайты могут быть очень похожи на легитимные,» говорит Дмитрий Кирюшкин, руководитель BI.ZONE DRP. «Ошибки в адресе (зачастую он может отличаться от настоящего всего одним символом), старый или размытый логотип, неправильное написание названия компании — все это повод насторожиться.
В сезон распродаж нужно быть особенно бдительными и не вводить свои данные на сайтах, которые вызвали хоть малейшее сомнение».
Эксперты отмечают, что чаще всего мошенники маскируются под популярные маркетплейсы: «Авито», «Юлу», Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркет». При этом преступники обычно пытаются обмануть россиян с помощью фейковых распродаж сотовых телефонов и другой цифровой техники. Есть также схемы с продажей поддельных полисов ОСАГО. Никуда не делась и «классика» — предложения выгодных инвестиций, которые на деле оборачиваются убытками и разочарованием.
Проект «Школа финансовой и цифровой безопасности для людей старшего поколения» реализуется ВРОО «Центр поддержки социальных и культурных инициатив» при поддержке Фонда Президентских Грантов #Грант2025.

