Многие люди ошибочно полагают, что при смене номера телефона достаточно просто сообщить его друзьям и близким. Но на самом деле, первое, что необходимо сделать после смены номера мобильного телефона – это отвязать старый от всех важных ресурсов: банковских и почтовых приложений, сервисов «Госуслуги» и «Госключ», социальных сетей и мессенджеров. Иначе ваши конфиденциальные данные и финансы могут стать легкой добычей мошенников.
Открепить номер можно самостоятельно. Если же возникли затруднения, то сменить номер, привязанный к «Госуслугам», можно в МФЦ. Ну а телефон, на который зарегистрировано банковское приложение, помогут сменить на актуальный в отделении вашего банка.
Отвязать номер телефона от банковской карты можно несколькими способами:
✔︎через онлайн-банк;
✔︎в банкомате;
✔︎в офисе банка;
✔︎по телефону поддержки.
Через приложение «Сбербанк Онлайн»
➡︎ Для того, чтобы отвязать старый номер, сначала нужно привязать новый:
открыть профиль (для этого нажмите на значок человечка в левом верхнем углу экрана);
➡︎ нажать «Документы и Сбер ID»;
➡︎ в блоке «Телефоны» кликнуть на значок «+»;
➡︎ ввести новый номер телефона и нажать «Продолжить»;
➡︎ подтвердить действие кодом из СМС (сообщение поступит на только что указанный номер);
➡︎ поставить галочку согласия с условиями и нажать «Подтвердить».
➡︎︎ в блоке «Телефоны» нажать на только что добавленный номер;
➡︎︎ выбрать «Сделать основным номером» и нажать «Продолжить»;
➡︎︎ поставить галочку согласия с условиями и нажать «Подтвердить»;
➡︎︎ в блоке «Телефоны» нажать на старый номер;
➡︎ поставить галочку согласия с условиями и нажать «Подтвердить».
Через банкомат
➡︎ Сначала нужно привязать новый номер:
➡︎ вставить карту, ввести ПИН-код;
➡︎ выбрать раздел «Информация и сервисы»;
➡︎ нажать на «Уведомления»;
➡︎ нажать на «Изменить телефон».
В отделении банка
➡︎ Для отвязки старого номера от мобильного банка нужно предъявить консультанту паспорт и пластиковую карту и заполнить заявление, указав паспортные данные, номер телефона, который необходимо отвязать, и причину его отключения от мобильного банка.
По телефону поддержки
➡︎Еще один способ отвязки старого номера — это звонок в службу поддержки «Сбера» по номеру 900. Для отключения номера телефона от карты потребуется сообщить свои личные данные, номер карты и кодовое слово. Отвязка номера происходит в течение трех рабочих дней.
«Зачем это делать?», спросите вы. Дело в том, что старые номера не исчезают. Операторы сотовой связи имеют право продать их новому пользователю.
В МВД России предупреждают: этим активно пользуются мошенники. Киберпреступники покупают сим-карты с номерами, которые раньше уже кем-то использовались, и с их помощью пытаются оформить на предыдущих владельцев кредиты, похитить паспортные данные, информацию о недвижимости, автомобилях в собственности и другие важные данные. Увы, часто они добиваются успеха.
Так в Уфе была задержана группа школьников, которые скупали сим-карты и брали микрокредиты на предыдущих владельцев. От действий предприимчивых подростков пострадали более 30 человек, а общая сумма ущерба превысила 100 тысяч рублей.
Кроме того, если долго не пользоваться сим-картой, оператор связи может ее заблокировать, а привязанный к ней номер передать другому абоненту.
Каждый оператор самостоятельно решает, когда блокировать неактивную сим-карту.
С 1 сентября 2024 года вступило в силу постановление, регулирующее правила оказания услуг телефонной связи, согласно которому операторы связи получат право в одностороннем порядке расторгать договор с абонентом, если он не пользуется связью 90 календарных дней подряд.
Что делать, если на ваш старый номер оформлен кредит или микрозайм?
Первый шаг – личное обращение в финансовую организацию с требованием заблокировать счет и остановить все операции.
После этого стоит обратиться к сотовому оператору за справкой о том, что на момент оформления кредита номер уже не принадлежал вам. Именно эту справку нужно приложить к заявлению о мошенничестве, которое надо подать в полицию. И наконец, если финансовая организация настаивает на том, что обязательства по кредиту должны выполнять именно вы, нужно подать жалобу в Банк России и Роспотребнадзор.
Проект «Цифровая безопасность и профилактика мошенничества в отношении представителей старшего поколения» реализуется ВРОО ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ при поддержке Фонд президентских грантов #Грант2024.